Как рассчитать бюджет на ремонт квартиры и грамотно составить смету
Чтобы запланированные расходы не выросли в ходе ремонта в несколько раз, мало договориться с прорабом строительной бригады. Надо составить смету. Это вполне под силу и непрофессионалу: достаточно внимательности и здравого смысла. Составили инструкцию со строительным экспертом Александром Шебуняевым.
Основная часть бюджета на ремонт квартиры складывается из стоимости материалов и работ.
Цены на одни и те же материалы могут сильно различаться — в зависимости от их качества, производителя, логистики. Если выбранный материал не вписывается в запланированный бюджет, у него, как правило, найдутся аналоги подешевле.
Стоимость работ, по практике, примерно равна цене материалов. Она варьируется в зависимости от вида и уровня сложности работ, от подрядчика, от региона. Соотношение цены работ и материалов колеблется от 40/60 до 60/40.
Рассчитать бюджет можно самостоятельно или доверить подрядчику, которому планируете поручить ремонт. Но знать основы формирования сметы полезно в любом варианте.
Смете нужно уделять очень серьёзное внимание. Часто заказчики смотрят исключительно на финальную цену, не обращая внимания на позиции сметы. Здесь кроется главная ошибка, которая развязывает руки недобросовестным подрядчикам, — смета начинает расти каждый месяц, так как выискиваются дополнительные работы. В итоге от исходных, к примеру, 3 миллионов рублей расходы вырастают до 6 миллионов. Вывод: смету просто необходимо тщательно выверять, стремиться, чтобы в ней были отражены все работы.
Александр Шебуняевтехнический директор ООО «Независимое экспертное партнёрство», кандидат технических наук
Смета на работы
В этот подсчёт должны войти все запланированные работы. Точный перечень будет различаться в зависимости от исходного состояния квартиры и уровня либо целей ремонта, но, как правило, речь идёт о следующем:
- демонтаж остатков прежнего ремонта;
- заливка стяжки;
- монтаж полов;
- штукатурные работы;
- финишная отделка;
- коммуникации;
- плиточные работы;
- поклейка обоев.
Узнать ориентировочные расценки на разные виды работ можно по объявлениям о соответствующих услугах в вашем регионе. Другой вариант проще — обратиться к нескольким подрядчикам для уточнения реальной цены.
Как правило, стоимость ремонтных работ указывается за погонный (при разводке инженерных сетей) или квадратный (для отделочных работ) метр. Определив метраж каждого вида работ и умножив его на стоимость метра, получите сумму расходов по видам работ.
Важный совет. В смету часто закладывают основные работы, не обращая внимания на невидимые, но необходимые сопутствующие работы: вывоз мусора, укрывные работы в общем подъезде, уборка квартиры после сдачи объекта. Всё это необходимо включить в смету, чтобы исключить в дальнейшем конфликтные ситуации на фоне недопонимания.
Смета на материалы
Установить примерную стоимость материалов тоже несложно. Перечень материалов составляется, исходя из планируемой технологии ремонта (её надо предварительно обсудить с ремонтной бригадой). Цены на любые материалы доступны в сети, их расход на квадратный или погонный метр обычно указан в инструкциях производителя.
Эксперт рекомендует не пренебрегать самостоятельным расчётом, даже если доверили это подрядчику: нужно фиксировать и анализировать заявленные работниками объёмы материалов.
Обычно расход материалов ставится нормальный. В отличие от объёмов работ, которые пытается сдать подрядчик. Нужно контролировать реальные объёмы — и работ, и материалов.
Что проконтролировать в смете подрядчика
Смета по каждому виду работ и материалов должна содержать цены за единицу (квадратный или погонный метр), за общую площадь работ и общий объём материалов. Это позволит быстро сравнить цены подрядчика со среднерыночными на маркетплейсах или порталах объявлений.
Нередки случаи, когда заказчику ремонта в 70-метровой квартире выставляли счёт на 120 квадратных метров стяжки. Однако, если подрядчик добросовестный, заметных превышений грамотно составленной сметы всё-таки не будет.
Хорошо составленная смета подразумевает и непредвиденные расходы в объёме 10-20%. Но на практике, говорит эксперт, надо готовиться к их умножению вдвое. И — перепроверять подрядчика, заставляя его отчитываться по всем работам перед их оплатой.
Что проконтролировать в расчётах с подрядчиком
Александр Шебуняев рекомендует придерживаться простых, но эффективных правил финансовой дисциплины в отношениях с подрядчиком:
- Подрядчик должен предоставлять акт с объёмами выполненных работ, подлежащих оплате.
- Заказчик должен оплачивать те объёмы работ, которые фактически выполнены. Если в самом начале проекта, когда необходимы закупки материалов, уместно дать бригаде аванс, то в дальнейшем стоит расплачиваться по факту выполненных работ.
- Заказчик должен передавать деньги с обязательной фиксацией суммы, даты и назначения платежа с привязкой к договору.
- При приёмке этапов работ заказчику надо не только проверить их реальное выполнение, но и убедиться, что они не оплачивались ранее.